Муниципальное образование "Павловский район"
Ульяновская область

Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в муниципальном образовании «Павловский район» на 2022-2026 годы

Развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи в муниципальном образовании «Павловский район» на 2022-2026 годы.

Краткое описание программы

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и  молодёжи  в летний каникулярный  период, рассматривается  как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей. На федеральном уровне предпринимаются шаги по совершенствованию нормативно-правового регулирования, созданию условий дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» впервые дал правовое определение сущности понятия «отдых детей и оздоровление», узаконив также понятие «организация отдыха детей и их оздоровления». Кроме этого вышеуказанный закон поставил значимость проблемы детского отдыха в один ряд с проблемами укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.

Существенным моментом, отраженным в вышеуказанном законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление. Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация отдыха детей в летнее  каникулярное время отнесена к вопросам местного значения.  Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований Ульяновской области дети, нуждающиеся в оздоровлении, поставлены в неравные условия.  

Законом  предусматриваются следующие  категории детей, которым гарантируется обеспечение отдыха в виде полной оплаты стоимости путёвки в загородных  и санаторно-оздоровительных лагерях:

1) дети-сироты; 

2) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

3) дети, нуждающиеся в оздоровлении  по медицинским показаниям.

Также закон гарантирует  организацию лагерей труда и отдыха, специализированных (профильных), палаточных лагерей и смен.

Данная программа разработана для исполнения полномочий в сфере организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в муниципальном образовании «Павловский район» и реализации Закона Ульяновской области от 05.04.2010 № 43-ЗО «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Ульяновской области». 

Программа является:

- социально-педагогической, так как  призвана реализовывать основные положения Декларации прав ребёнка, направленные на защиту и сохранение здоровья детей;

- межотраслевой, так как даёт возможность использовать межведомственный подход с участием органов образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и других; 

- организационно-педагогической, так как создаёт условия для эффективной организации деятельности учреждений по организации отдыха и оздоровления детей муниципального образования «Павловский район».

Современные социальные институты едины в своём понимании важности организации отдыха, оздоровления и занятости детей, а множественность подходов к совершенствованию деятельности государственных, муниципальных, общественных и прочих организаций отдыха, вариативность различных форм и типов детских лагерей свидетельствуют об актуальности и глубокой заинтересованности общественности в решении существующих проблем.

Особенно важной остаётся задача по сохранению и укреплению здоровья детей  в летний  каникулярный период. В течение последних лет в муниципальном образовании «Павловский район» увеличивается число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.  В 2021 году в сравнении со средними многолетними значениями уровень  пораженности   детей  хроническими заболеваниями остается на прежнем уровне  во всех видах образовательных учреждений.

Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:

1) неблагоприятная экологическая обстановка;

2) проблемы рационального питания детей и подростков;

3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;

4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков, неконтролируемое увлечение компьютерными играми, недостаточное формирование здоровьесберегающего  поведения среди детей в образовательных учреждениях.

Проводить профилактику заболевания экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Поволжья медико-психолого-педагогическая помощь ребёнку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных загородных лагерей с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период летнего отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.

Действующая  в настоящее время нормативная правовая база, регулирующая организацию детского отдыха и оздоровления, нуждается в развитии и совершенствовании как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровнях. 

Определённая межведомственная разобщённость приводит к отсутствию координации в данной сфере, а также к тому, что в настоящее время не существует системного подхода к определению основ единой государственной и региональной политики в отношении организации отдыха и оздоровления детей. 

Кроме того, утверждение в 2010 году нового механизма организации детской оздоровительной кампании требует от всех заинтересованных ведомств  более  системной и чёткой работы и взаимодействия. В целях выработки эффективных мер по реализации нового механизма необходимо консолидировать усилия всех ветвей государственной власти, неправительственных организаций в сфере организации отдыха и оздоровления детей. 

Несмотря на проведение большой работы по информированию населения в средствах массовой информации, организации «горячих линий», эту работу необходимо продолжить. Имеются основания считать, что уполномоченным органом ещё недостаточно использованы все каналы информирования родителей. Каждый родитель должен знать, куда обращаться за путёвкой, каковы условия её получения. Для этого нужна активная информационная кампания.

Ежегодно в муниципальном образовании «Павловский район» в летний  каникулярный период в целях укрепления здоровья детей функционируют 10 детских оздоровительных лагерей различного типа с охватом 500 человек. Так, в 2021 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила  502 человека, при этом в 2-х загородных детских оздоровительных лагерях отдохнуло  14 человек.  

Актуальными остаются вопросы кадрового обеспечения организаций летнего отдыха и оздоровления детей. Недостаточная профессиональная подготовка специалистов для работы в организациях отдыха и оздоровления (воспитателей, вожатых, других сотрудников) зачастую приводит к нежелательным последствиям. 

Изменившаяся социально-экономическая ситуация требует новых способов и подходов в организации подготовки педагогических кадров. 

Эффективная организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи в летний  каникулярный период  на территории муниципального образования «Павловский район» не может  быть обеспечена только в рамках основной деятельности органов местного самоуправления. Характер проблем требует применения организационно финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Применение программно-целевого метода позволит:

- обеспечить межведомственную интеграцию педагогов, медиков и работников сферы культуры, спорта, социальной защиты в вопросах оздоровления и отдыха детей муниципального образования «Павловский район»;

- обеспечить организацию летних каникул как продолжение образовательно-воспитательного процесса;

- обеспечить разработку и внедрение новых образовательных программ в детских лагерях различного типа.
 

Основные цели, принципы и задачи программы

Цель: формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи муниципального образования «Павловский район». 

Задачи:

1. Создание системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи.

2. Создание условий для эффективного поведения молодежи на рынке труда.

3. Вовлечение молодежи в социальную активную деятельность, развитие детских и молодежных общественных организаций и объединений.

4. Организация сплоченного разновозрастного коллектива, способного самостоятельно организовать культурный досуг.

5. Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе.

6. Формирование навыков здорового образа жизни.
 

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Доля детей и молодёжи от 6,5 до 18 лет, охваченных организованными формами летнего отдыха и  оздоровления, от общего количества детей и молодёжи в возрасте от 6,5 до 18 лет, проживающих в   муниципальном  образовании  «Павловский  район»;

2. Доля подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 17 лет,  охваченных формами летней занятости от общего количества подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 17 лет, проживающих в   муниципальном  образовании  «Павловский  район»;

3. Удельный вес детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами организованного летнего отдыха, оздоровления и занятости, в общей численности детей, охваченных всеми формами организованного летнего отдыха, оздоровления и занятости.
 

Механизм реализации программы и подпрограммы

  • увеличение   количества  детей охваченных организованными формами занятости на базе  муниципальных  образовательных  организаций:
  • 2022 г. – 500 чел.,
  • 2023 г. – 510 чел.,
  • 2024 г. – 520 чел.,
  • 2025 г. – 530 чел.,
  • 2026 г. – 540 чел.
  • совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с целью снижения роста правонарушений среди учащихся школы в летний период;
  • внедрение эффективных  форм  организации  отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период;
  • улучшение отношений в среде подростков, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек;
  • сформированное понимание у детей и подростков необходимости позитивного отношения к своему здоровью  и здоровью окружающих;
  • укрепление здоровья детей;
  • создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
  • снижение социальной напряжённости в подростковой среде;
  • привлечение молодёжи к общественно значимой деятельности;
  • расширение волонтёрского движения, пропагандирующего здоровый образ жизни;
  • получение базы для самоопределения и профориентации.
     

Подпрограммы программы не предусмотрены

Заказчик программы

Администрация муниципального образования «Павловский район»

ЗАКАЗЧИК - Координатор программы

Управление  образования  администрации  муниципального  образования  «Павловский  район» (далее – Управление образования администрации МО «Павловский район»)

СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
  • Управление образования администрации муниципального образования «Павловский  район»;
  • Отдел по делам культуры и досуга населения  администрации муниципального образования «Павловский район» (далее – Отдел по делам культуры);
  • Муниципальное учреждение культуры «Павловская межпоселенческая центральная библиотека (далее – МУК Павловская МЦБ) (по  согласованию);
  • Муниципальное учреждение культуры «Павловский историко-краеведческий  музей» (далее – МУК Павловский ИКМ) (по  согласованию);
  • Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр  развития  творчества  детей  и  юношества» муниципального  образования «Павловский  район» (далее – МБУ ДО ЦРТДЮ) (по  согласованию);
  • Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Павловский межпоселенческий центральный Дом культуры» (далее – МБУК МЦДК) (по  согласованию);
  • Образовательные организации муниципального образования «Павловский район» (далее – Муниципальные образовательные организации) (по согласованию);
  • Государственное учреждение здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» (далее – ГУЗ «Павловская РБ им. заслуженного врача России А.И. Марьина) (по согласованию).
     

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie