На 01.01.2024 года численность сотрудников органов местного самоуправления составила 64 человека (32 муниципальных служащих и 28 технических работников).
В настоящее время в органах местного самоуправления муниципального образования «Павловский район» непосредственно муниципальные (государственные) функции осуществляют 20 муниципальных служащих. 4 муниципальных служащих осуществляют вспомогательные функции и 4 – обеспечивающие.
Признаки муниципальной (государственной) функции – непосредственно осуществляется в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», либо в рамках отдельных переданных государственных полномочий, и не имеет аналогов (схожих функций, либо практики других муниципальных образований по передаче на исполнение иным организациям) в других организациях, как коммерческих, так и не коммерческих.
Признаки вспомогательной функции – обязанность выполнения органом власти обусловлена действующим федеральным, региональным законодательством (за исключением законов, указанных выше) и не имеет аналогов (схожих функций) в других организациях, как коммерческих, так и не коммерческих.
Признаки обеспечивающей функции – обязанность выполнения органом власти не обусловлено действующим федеральным законодательством и имеет аналоги (схожие функции) в других организациях, как коммерческих, так и не коммерческих.
По результатам анализа информации следует сделать вывод об оптимальности количества лиц, имеющих статус муниципального служащего, и, как следствие, обладающих дополнительными правами и обязанностями.
Необходимо проводить работу по переформатированию деятельности и планомерному переводу муниципальных служащих, осуществляющих обеспечивающие функции, в категорию работников. Также, при определении перспективного количественного состава органов местного самоуправления, необходимо отслеживать изменения во внешней среде, к которым в первую очередь следует относить изменения действующего законодательства, изменяющие состав полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и своевременно принимать качественные управленческие решения. Также, следует учитывать расширение сети областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (Корпорация «Правительство для граждан» и своевременно сокращать численность муниципальных служащих (работников), осуществляющих прием заявлений о предоставлении муниципальных (государственных) услуг и выдачу результатов их предоставления, либо принимать решение о переформатировании их работы.
Помимо вышеизложенного, в рамках развития системы управления в органах местного самоуправления работу следует проводить в следующих направлениях:
оценка претендентов на замещение вакантной должности муниципальной службы и действующих муниципальных служащих;
оценка системы управления;
оценка результативности деятельности муниципальных служащих;
оценка кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципального образования «Павловский район».
В рамках оценки претендентов на замещение вакантной должности муниципальной службы и действующих муниципальных служащих Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено проведение конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы и включение муниципальных служащих в кадровый резерв. Также необходимо формирование качественно новых, отвечающих современным условиям «матриц компетенций» муниципальных служащих – перечней дополнительных квалификационных требований к должностям муниципальной службы в разрезе каждой должности. Соответствующий механизм при этом не должен противоречить требованиям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области».
В отношении муниципальных служащих предусмотрено проведение аттестации. В 2022 году 7 муниципальных служащих прошли аттестацию, в 2023 году – 0 муниципальных служащих. При этом необходимо обеспечивать высокое качество проведения данной процедуры: внедрение современных инструментов ее проведения (кейсы, практические задания и т.д.) и обеспечить участие независимых экспертов на всех стадиях проведения аттестации.
Компетенции вновь поступающих муниципальных служащих и действующих муниципальных служащих должны соответствовать современным требованиям и угрозам внешней и внутренней среды. В связи с чем, актуальным остается вопрос подготовки кадров, их адаптации, начиная с периода обучения в средних профессиональных и высших образовательных учреждениях. Так, количество студентов, прошедших практику в Администрации района в 2023 году составило 7 человек, в 2024 году – 3 человека. Данный факт свидетельствует о недостаточности количества студентов, знакомящихся с системой работы органов местного самоуправления, в рамках прохождения практики. Также, необходимо разработать и внедрить конкретные программы прохождения практики в разрезе каждого структурного и/или отраслевого (функционального) подразделения органа местного самоуправления с комиссионным принятием результатов прохождения практики.
В 2023 и 2024 годах ни один стажёр не был принят, что говорит о не развитости института стажёрства в органах местного самоуправления. В условиях реформирования системы муниципального управления необходимо переформатировать данный институт в эффективную систему подготовки и отбора кандидатов на должности муниципальной службы.
Конкурентоспособность муниципальных служащих должна обеспечиваться и за счёт формирования системы непрерывного обучения, начиная с первых дней службы. В 2023 году в органах местного самоуправления применялась одна адаптационная программа для вновь принятых муниципальных служащих. Необходимо разработать и внедрить адаптационные программы, отражающие специфику каждого структурного и/или отраслевого (функционального) подразделения органа местного самоуправления. В 2023-2024 годах два муниципальный служащих повысили свою квалификацию за счёт средств бюджета муниципального образования «Павловский район», за счёт средств областного бюджета Ульяновской области – 25 муниципальных служащих.
Ещё одним направлением повышения компетенций муниципальных служащих и работников является обеспечение их участия в реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории Ульяновской области. В период с 2020 года по 2024 год 2 муниципальных служащих прошли подобное обучение, следовательно, необходимо увеличить количество муниципальных служащих (работников), обучающихся в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории Ульяновской области.
Также, необходимо сформировать систему оценки эффективности проводимого обучения муниципальных служащих посредством внедрения механизмов, выявляющих влияние (его отсутствие) обучения на повышение результативности и эффективности деятельности муниципальных служащих.
В рамках оценки системы управления одним из основных показателей является текучесть кадров. В 2023 году она составила 31% среди муниципальных служащих и 18% среди технических работников. Факторы мотивации следует разделять на материальные и нематериальные. Анализ факторов мотивации показал наличие проблем и в материальных, и в нематериальных факторах мотивации.
К элементам нематериальной мотивационной системы можно отнести:
условия труда: уровень информатизации, дополнительные социальные гарантии (дополнительный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет на муниципальной службе и т.д.), техническое оснащение рабочего места, и т.п. Рабочие места всех сотрудников оснащены компьютерной техникой, однако многие компьютеры и принтеры необходимо заменить на новые. 34 муниципальных служащих зарегистрированы на Корпоративном портале государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области. Однако данный Портал неактивно используется муниципальными служащими;
возможность служебного и профессионального роста: назначение на вышестоящую должность, возможность повышения квалификации (участия в семинарах, тренингах и т.д.), обучение в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории Ульяновской области, привлечение к решению значимых для муниципального образования «Павловский район» задач и т.п.;
оценка вклада в достижение общего положительного результата: получение муниципальных наград и представление к региональным и федеральным наградам, возможность участия в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. Так, в 2023 году 7 муниципальных служащих были награждены муниципальными наградами. Положительную оценку заслуг в виде наград регионального и федерального уровня получили 1 муниципальных служащих в 2022 году, 3 муниципальных служащих - в 2023 году, 3 муниципальных служащих – в 2024 году.
Развитие системы нематериальной мотивации в 2025-2030 годах должно проводиться одновременно в двух направлениях: повышение адресности применения мер мотивации и повышение качества применяемых мер.
В целях оценки результативности деятельности муниципальных служащих, после реализации мероприятий по определению критериев отнесения должности к должностям муниципальной службы или техническим работникам, необходимо провести мероприятия по разработке ключевых показателей результативности и эффективности каждого муниципального служащего.
Работу с кадровым потенциалом следует проводить в двух направлениях: совершенствование системы работы с кадровым резервом на муниципальной службе и своевременную реализацию потенциала муниципальных служащих.
В части работы с кадровым резервом в настоящее время сформирован кадровый резерв лишь в отношении высших должностей муниципальной службы. Потенциал муниципальных служащих может быть реализован посредством обеспечения участия (в том числе информационного обеспечения) в конкурсах на замещение вакантных должностей муниципальной службы и государственной гражданской службы Ульяновской области, тем самым оказывая содействие муниципальным служащим в их профессиональном росте.
Все вышеобозначенные направления совершенствования института муниципальной службы и системы управления персоналом призваны сформировать в органах местного самоуправления высокоэффективную команду, которая позволит удовлетворять запросы населения и бизнес-структур, поддерживать сбалансированность управленческих решений в условиях разнонаправленности требований участников общественно-экономических отношений, и обеспечивать высокие темпы социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район». В этой части можно выделить следующие основные направления, которые в настоящее время реализуются: предоставление муниципальных (государственных) услуг, совершенствование системы муниципального контроля, оценка регулирующего воздействия.
В целях развития экономической (инвестиционной) деятельности необходимо внедрение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих во¬просы осуществления предпри-нимательской и инвестиционной деятельности. Необходимо проводить мониторинг деятельности структурных и отраслевых (функциональных) подразделений Администрации района по обеспечению благоприятного делового климата. Соответственно следует разработать указанную систему мониторинга.
Перспективным направлением совершенствования системы муниципального контроля должно стать внедрение риск-ориентированной модели в отношении отдельных видов контроля.
Все вышеперечисленные моменты обуславливают необходимость решения поставленных задач именно с помощью программно-целевого подхода, так как данные проблемы носят межотраслевой характер и их эффективное решение возможно с помощью институциональных (системных) преобразований.